 Группа инженеров начала строительство небывалой дороги – 1600-километрового сухопутного маршрута к Южному полюсу. Строители надеются, что снежный хайвей когда-нибудь станет постоянной трассой, соединяющей станцию МакМурдо на антарктическом побережье с базой Амундсен-Скотт, облегчив доставку продовольствия и других грузов. Ближайшие два года инженеры будут медленно размечать маршрут. Если им это удастся, то тракторы станут надежным и эффективным способом доставки топлива и продовольствия к Южному полюсу. Этот маршрут станет первым сухопутным путем для антарктической программы США, хотя Россия достаточно давно регулярно снабжает станцию "Восток" с помощью тракторных конвоев. Первые 48 километров пути оказались достаточно простыми, но теперь инженерам предстоит преодолеть зону ледового сдвига. Это единственное препятствие, которое нельзя обойти. Пока все попытки пройти этот участок закончились застреванием трактора. Хотя команда несколько часов спустя была эвакуирована, трактор так и остался во льдах. Этот пояс расселин образовался, поскольку ледовый шельф Росса смещается быстрее, чем шельф МакМурдо. Чтобы проложить дорогу, инженерам потребуется найти и заполнить льдом каждую трещину на этом участке. Стоит заметить, что вся зона ледового сдвига смещается к морю со скоростью около метра в день. Поэтому за год и сама дорога уедет далеко. Пока планируется размечать дорогу флагами – и не дай бог водителям сбиться с пути. Уже следующей антарктической весной крупный конвой тракторов и трейлеров должен отправиться от станции МакМурдо к леднику Леверетт, по которому будут переходить Трансантарктические горы. Если все пойдет хорошо, то уже в 2004-2005 годах конвой будет следовать весь путь до Южного полюса и обратно, доставляя грузы. На это им потребуется около 30 дней (вместо шести часов, за которые преодолевает то же расстояние самолет), информирует km.ru . |